УЧАСТКОВЫЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ – ВАЖНОЕ ЗВЕНО В СИСТ
В современных демократических государствах выборы представляют собой основную форму волеизъявления населения, форму реализации народного суверенитета как одного из основных конституционных принципов.
Как отмечал Президент Республики Узбекистан Ш.Мирзиёев в своем выступлении на торжественном собрании, посвященном 28-й годовщине независимости Республики Узбекистан: «… выборы, отразят надежды и устремления нашего народа, особенно молодежи, и откроют для нее новые горизонты».
Именно поэтому важно сделать так, чтобы выборы были справедливыми и точно выражали истинное волеизъявление избирателей.
В значительной мере это зависит от четкого закрепления избирательных процедур в законодательстве, а принятые законодательные акты безусловно выполнялись.
Этим объясняется детальная, четкая регламентация выборных процессов и процедур в нашем законодательстве, и прежде всего в Избирательном кодексе. Особенно тщательно регламентируется процесс подсчета голосов на избирательных участках.
Подсчет голосов и составление протокола об итогах голосования участковой избирательной комиссии является одним из самых ответственных этапов избирательного процесса. В этом плане закон, стремясь сделать данный этап максимально открытым и гласным, устанавливает детальную регламентацию всех действий участковой избирательной комиссии и создает механизмы контроля за этими действиями.
В соответствии с Избирательным кодексом после окончания времени голосования в 20.00 часов председатель участковой избирательной комиссии в присутствии членов комиссии, наблюдателей, а также представителей СМИ, объявляет об окончании голосования. При этом он дает возможность избирателям присутствующим в помещении избирательного участка завершить голосование. Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования.
По окончании голосования процедура подсчета голосов сводится к следующему: а) первыми в присутствии членов участковой комиссии в ящики опускаются закрытые конверты с избирательными бюллетенями; б) подсчитываются и погашаются неиспользованные и испорченные избирательные бюллетени; в) все данные вносятся в итоговый протокол.
Члены избирательной комиссии проверяют не поврежденность пломбы, сопоставление номера с соответствующим актом вскрываются стационарные и переносные избирательные урны для голосования. Члены участковой избирательной комиссии сортируют бюллетени, извлеченные из ящиков, по голосам, поданным за каждого из кандидатов, одновременно отделяют бюллетени неустановленной формы и недействительные бюллетени. По каждому кандидату избирательные бюллетени распределяются в отдельные стопки, при этом озвучивая и демонстрируя избирательные бюллетени всем присутствующим. При сортировке члены комиссии оглашают содержащиеся в бюллетене отметки избирателя и представляют бюллетени для визуального контроля всем присутствующим при непосредственном подсчете.
С рассортированными бюллетенями вправе визуально ознакомиться члены избирательной комиссии и наблюдатели. Законодатель оговаривает, что при подсчете голосов на избирательном участке могут участвовать наблюдатели от политических партий, органов самоуправления граждан, а также от других государств и международных организаций, а также уполномоченный представитель политической партии, выдвинувшей кандидата в депутаты, при этом им строго запрещается вмешиваться в процесс подсчета голосов.
Настоящий Избирательный кодекс в качестве нововведения устанавливает, что при голосовании знак «+» или «˅» либо «х» внесенный в бюллетень считается действительным.
Недействительными признаются избирательные бюллетени, в которых при голосовании знак проставлен более чем в одном квадрате либо не проставлен ни в одном из них. В случае возникновения сомнений при признании бюллетеня недействительным участковая избирательная комиссия решает вопрос в порядке голосования, при этом на оборотной стороне бюллетеня указывается причина признания его действительным или недействительным.
Законодательством установлено, что по фамилиям граждан, дополнительно вписанным самими избирателями в избирательные бюллетени, голоса не подсчитываются. Эта запись подтверждается подписями председателя, заместителя председателя, секретаря, другими членами избирательной комиссии. Недействительные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно.
Испорченным избирательным бюллетенем считается бюллетень, при заполнении которого голосующий совершил ошибку и взамен которого ему был выдан новый избирательный бюллетень, о чем сделана соответствующая отметка в списке избирателей и на обороте данного погашенного испорченного избирательного бюллетеня.
Участковая избирательная комиссия обязана рассмотреть поступившие в день голосования до окончания подсчета голосов избирателей жалобы и заявления лиц, присутсвовавших при подсчете голосов, и принять соответсвующие решения, которые приобщаются к первому экземпляру протокола участковой комиссии об итогах голосования.
Подсчет голосов на избирательном участке производится участковой избирательной комиссией отдельно по каждому избирательному округу и каждому кандидату в депутаты. Непосредственный подсчет голосов избирателей осуществляется по находящимся в ящиках для голосования избирательным бюллетеням членами участковой избирательной комиссии.
В итоговый протокол вносятся записи о результатах голосования, подсчета голосов, поданных за каждого кандидата, а также количество недействительных бюллетеней.
На основании подсчитанных избирательных бюллетеней участковая избирательная комиссия устанавливает: число голосов, поданных за каждого кандидата; число избирательных бюллетеней, признанных недействительными; число испорченных избирательных бюллетеней.
Затем производится проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протокол. Например, число бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией, должно быть равно сумме чисел погашенных бюллетеней, бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках, и не превышать ее.
В случае, если контрольные соотношения не совпали, участковая избирательная комиссия принимает решение о дополнительном подсчете бюллетеней и голосов по всем или отдельным строкам протокола.
Участковая избирательная комиссия осуществляет рассмотрение жалоб и заявлений, поступивших в ходе голосования и подсчета голосов. После этого участковая избирательная комиссия проводит заседание по результатам подсчета голосов, на котором принимает решение об итогах голосования.
Протокол об итогах голосования заполняется и подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем, другими членами избирательной комиссии. Протокол является действительным, если он подписан большинством от установленного числа членов избирательной комиссии. Если кто-то из членов избирательной комиссии при подписании отсутствует, в протоколе делается об этом запись с указанием причины отсутствия.
Копия протокола незамедлительно направляется в вышестоящую избирательную комиссию, посредством использования информационно-коммуникационных технологий. Подлинник доставляется нарочно председателем или его заместителем в сопровождении работников органов внутренних дел.
По требованию уполномоченного представителя политической партии, наблюдателей, участвующих в процессе подсчета голосов, участковая избирательная комиссия немедленно обязана выдать копию протокола.
Установленный порядок подсчета голосов Узбекистана, практически исключает процесс фальсификации на данном этапе и делает его «прозрачным».
Таковы вкратце основные юридические процедуры Избирательного кодекса по определению и опубликованию (обнародование) результатов выборов в участковых избирательных комиссиях.